вторник, 15 февраля 2022 г.

Консультация для родителей: «Обогащение словаря старших дошкольников коррекционной группы , антонимами."

 У детей, посещающих коррекционную группу, встречаются ошибки в подборе антонимов в большинстве слов. Это связано:

- с трудностями выделения существенных признаков слов;

- испытывают трудности при операциях сравнения и обобщения;

- с недостаточной активностью поиска слов;

-с ограниченностью объёма словаря, что затрудняет выбор нужного слова;

В своей работе, я большое значение уделяю  обогащению словаря  дошкольников, антонимами.



Предлагаемые мной задания, способствуют расширению семантического поля и могут быть полезны как дошкольникам с нарушениями речи, так и детям , у которых нет проблем со звукопроизношением.

1. Дидактическое упражнение «Подбери слова – неприятели».

К данным словам подбери слова – неприятели.

День - …(ночь)

Утро - … (вечер)

Восход - …(закат)

Весна – (осень)

Зима - ….( лето)

Добро _ ….(зло)

Друг – 9враг)

Грязь - ….(чистота)

Жара - ….(холод)

Мир - …(война)

Правда - …(ложь)

Радость - …(горе)

Вдох - …(выдох)

Юг - ….(север)

Трусость – (смелость) Войти – …(выйти)

Говорил - ….(молчал)

Взял - …(отдал)

Нашёл - …(потерял)

Забыл - …(вспомнил)

Уронил - …(поднял)

Насорил – (прибрал)

Ложиться -.(вставать)

Одеваться – (раздеваться)

Мириться – (ссориться)

Опускать – (поднимать)

Залетать – (вылетать)

Заснуть – (проснуться)

Смеяться – (плакать)

Большой – (маленький)

Белый – (чёрный)

Высокий – (низкий)

Весёлый – (грустный)

Тёмный – (светлый)

Горький- (сладкий)

Добрый- (злой)

Здоровый – (больной)

Новый – (старый)

Близко – (далеко)   


2.Дидактическое упражнение «Сравни наоборот»

Грузовик и такси. Что больше? Что меньше? ( Грузовик больше. Такси меньше ).

Жираф и лошадь. Кто кого выше? Ниже? ( Жираф выше слона. Слон ниже жирафа.)

Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче? ( Слон тяжелее медведя. Медведь легче слона.)

Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто передвигается медленнее? (Заяц бегает быстрее черепахи. Черепаха передвигается медленно.)


3. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Взрослый называет слово и бросает мяч. Ребёнок ловит мяч, придумывает слово. противоположное по значению, называет это слово и бросает мяч обратно взрослому.

Одеть – (раздеть)

Поднять – (опустить)

Бросить – (поймать)

Спрятать - (найти)

Положить – (убрать)

Дать – (взять)

Купить – (продать)

Налить – (вылить) Богатый – (бедный)

Пустой – (полный)

Жидкий – ( густой)

Глубокий – (мелкий)

Сладкий – (горький или кислый)


4.Упражнение «Скажи наоборот».

Подобрать слова с противоположным значением.

Взрослый: Ребёнок:

Острая лопата Тупая лопата

Гладкая бумага. Мятая бумага

Громкая музыка Тихая музыка

Старая панама Новая панама

близко далеко

направо налево

Лёгкий чемодан Тяжёлый чемодан

Грустный человек. Весёлый человек

Низкий дом Высокий дом

Трудолюбивый человек. Ленивый человек.  


5. .Упражнение «Скажи наоборот».

Взрослый: Ребёнок:

Холодно зимой, а жарко … …летом.

Красный карандаш острый, а синий карандаш… …тупой;

Этот дом старый, а этот дом … …новый;

У папы голос громкий, а у мамы … …тихий;

Кот- домашний зверь, а лиса - … …дикий зверь;

Этот ботинок правый, а этот ботинок … …левый.


6. «Добавь слово, обозначающее действие по картинкам.

Птица в клетку …(влетает), а из клетки она … (вылетает).

Человек через дорогу …(переходит), а от дерева …(отходит).

Рома в стакан воду …(наливает) , а из стакана… (выливает).

Дима на дерево …(влезает), с дерева …(слезает).



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Проект "Я могу!"

  Обучение рассказыванию по серии сюжетных картинок.     Ребята, группы "Кузнечик",в этом месяце  отрабатывали навык составления р...